Вакцинация в свете совести

Можно ли считать вакцинацию профилактикой?


   В народе часто говорят - «на Бога надейся, а сам не плошай». Так, может, эта народная мудрость служит оправданием прививок? Конечно, должны приниматься какие-то разумные меры, чтобы не заболеть той или иной болезнью. Тут и правила гигиены, и закаливание, и здоровое питание - вообще укрепление иммунитета естественными природными средствами. Чтобы не вспыхнул неожиданный пожар, надо прятать от детей спички, вовремя гасить свечу и следить, чтобы из печки не выпал уголек. Это профилактика.
   Стало уже привычным словосочетание «вакцинопрофилактика». На протяжении всей истории человечества многие меры профилактики - мытье рук, проветривание помещений, влажная уборка, кипячение воды - были направлены на уменьшение концентрации возбудителей болезни, подобные меры естественны и безопасны. В случае с прививками - все наоборот - добавляется непосредственный возбудитель, причем сразу в кровоток, подобных мер «профилактики» до этого история не знала. Кроме того, сам факт существования побочных явлений вакцин и возможных осложнений приводит к мысли о том, что вакцинацию в действительности нельзя считать профилактикой. Здравый смысл говорит, что профилактика должна быть абсолютно безвредной.
   Двести лет назад священники с чистой совестью выступали за оспопрививание, потому что не знали о вреде прививок и считали это дело богоугодным. Но надо помнить, что наука тогда была на совершенно ином уровне, ничего не было известно ни об иммунной системе, ни о генах, ни о вирусах. И прививки были редкими, о таком «массовом охвате», как в наши дни, и речи не было, а люди были крепкими и здоровыми. Вот почему вред прививок не был так очевиден. Сравнивать наше время с тем невозможно. Это понятно любому грамотному человеку. И потому странно выглядит в таких случаях ссылка на мнение священнослужителей двухсотлетней давности, тем более, что этот вопрос не относится к вопросам веры.
   
   

Лечебные сыворотки


   Есть еще средства для тушения пожара, которые всегда надо иметь под рукой, если дом все же загорелся. Это и современные лекарства, и сыворотки, и возможности медицины других официально признанных направлений. И здесь надо отдельно сказать о лечебных прививках. Их надо отличать от обычных календарных прививок. Такие сыворотки вводят против бешенства, энцефалита и других смертельно опасных заболеваний, когда наверняка известно, что человек заражен и вероятность развития трагического исхода реально существует. Проблема становится чисто медицинской. И хотя применение такой сыворотки часто тяжело переносится и дает побочный эффект, но это как раз такой случай, когда малый вред допустим и оправдан, поскольку речь идет о спасении человеческой жизни.
   
   

Опасны ли для общества непривитые?


   Те, кто выступают за необходимость прививок, своими доводами часто стремятся вызвать у человека ложное чувство вины за то, что он, отказавшись прививаться, будет представлять собой угрозу для остальных коллег по работе (а непривитый ребенок - для окружающих его детей в саду или в школе), что он создает вообще угрозу для общества, так как будет разносчиком инфекции. Такие утверждения служат лишь еще одним подтверждением признания неэффективности прививок самими сторонниками вакцинации. И почему-то никто из них не вступается за непривитых, когда они подвергаются риску заболеть от тех, кому недавно вводили с помощью прививки живую вакцину, или от тех, кто заболел инфекционным заболеванием в результате прививки, и не говорит, что привитые представляют собой угрозу для окружающих! Ведь и так можно при желании поставить вопрос!
   К слову сказать, в нашей стране в последние годы все случаи заболевания полиомиелитом связаны именно с вакцинацией и заражением непривитых от недавно вакцинированных детей, в частности, в домах ребенка(1). В связи с этим существует даже письмо Роспотребнадзора, рекомендующее в таких случаях использовать вместо живой ослабленной вакцины через капли в рот инъекцию инактивированной вакцины(2).
   Если вспомнить историю создания вакцины против полиомиелита, инактивированная вакцина давала гораздо больше осложнений, и было немало смертельных случаев при ее использовании. Считается, что современная инактивированная (полностью убитая) вакцина против полиомиелита безопасна, и в США она в последние годы заменила живую оральную вакцину, но практика не подтверждает ее полную безопасность(3).
   
   

О коллективном иммунитете и жизни без прививок


   Вакцинаторы утверждают, что те, кто отказывается от прививок, не болеют именно потому, что в обществе существует достаточно большое число привитых, так называемая «иммунная прослойка». Без прививок, по их словам, начнутся массовые вспышки инфекций. Так ли это? За последние годы накопилось немало фактов, которые говорят о том, что подобные опасения не подтверждаются. Так, в современной Европе свободно перемещаются граждане разных стран. В этих странах не совпадают графики календарных прививок. Привитые там плотно перемешаны с непривитыми. Но из-за высокой санитарной культуры эпидемий не возникает. Если взять нашу страну, то во многих крупных городах есть детские садики, центры родительской культуры и развивающие кружки, где собираются группы детей, в большинстве своем не имеющих ни одной прививки. За много лет не случилось никаких вспышек специфических инфекций среди этих детей. Более того, такие дети намного здоровее своих привитых по полной программе сверстников. Количество таких детей исчисляется тысячами. Конечно, на здоровье этих детей влияет и отношение их родителей к другим, не менее важным вещам. Это и естественные роды без лекарственной стимуляции и ненужных вмешательств, и длительное грудное вскармливание, и образ жизни и питания, и - нередко - обращение к врачам, практикующим иной научный подход к лечению. Практика показывает, что если такой ребенок и заболевает каким-либо инфекционным заболеванием, то его крепкая иммунная система обычно справляется с болезнью легко.
   
   

Кому выгодно?


   Почему же, несмотря на все более очевидную опасность массовых профилактических прививок, число их год от года растет, а необходимость прививаться начинает преподноситься как вопрос национальной безопасности?(4) И в этой связи можно, к примеру, отметить недавнюю шумиху, поднятую по поводу «свиного» гриппа. Какое массовое помрачение рассудка должно было произойти, чтобы можно было не брезговать никакой ложью, раздувая в обществе панику, грозя ужасающей пандемией, предсказывая невероятное число жертв. И это лишь для того, чтобы распродать залежавшиеся дорогостоящие препараты, а население убедить послушно согласиться на введение еще одной новой непроверенной и сомнительной вакцины(5).
   Два слова соседствуют здесь - страх и деньги. На страхе можно делать огромные деньги.
   Мир все дальше отходит от христианских ценностей. Самые страшные нравственные пороки расцветают пышным цветом, преступность, наркомания, безнравственность проникают во все слои общества, легализацией эвтаназии и абортов нарушается заповедь «не убий», под натиском современного монстра - ювенальной юстиции - разрушается семья. И посреди этого Вавилона правит Золотой Телец, на алтарь которому приносятся все новые жертвы.
   Производство вакцин дает колоссальные прибыли, немалая часть от этих прибылей тратится на дальнейшее продвижение этой продукции. Производство лекарств, к слову, тоже приносит огромные доходы своим производителям, но их сбыт напрямую зависит от количества заболевших, что трудно прогнозировать. В отличие от лекарств сбыт вакцин гарантирован государственными программами различных стран, и от того, насколько стабильны и всеобъемлющи будут эти программы, зависит и прибыль. Понятно, что производители вакцин максимально заинтересованы в расширении государственных программ по охвату вакцинацией и готовы оплачивать сомнительные исследования с заранее предсказуемыми выводами.
   Защитники прививок указывают на то, что в советскую эпоху массовая вакцинация не была напрямую связана с финансовой выгодой. Но это были попытки управлять эпидемиями на огромных просторах страны и избегать затрат на лечение и дополнительные санитарно-гигиенические меры. Мы уже не говорим о том, что недостаточная изученность вопроса и ненадежность статистики в этой области давали возможность легко сделать научную карьеру со всеми вытекающими преимуществами и привилегиями. В целом надо помнить, что это было время господства идеологии, в основе которой лежало безбожное стремление человека покорять природу и переделывать окружающий мир, когда даже вера в Бога должна была по безумному замыслу вытравиться из памяти народа. Православному верующему человеку стоит задуматься, нужны ли ему такие ориентиры.
   
   

Все ли мы знаем о последствиях прививок?
   Наука не стоит на месте


   Многие внимательные и вдумчивые врачи, сталкиваясь на практике с различными заболеваниями детей и взрослых, приходят к осознанию все новых и новых негативных последствий вакцинации для человечества. Вот хотя бы несколько проблем.
   Сейчас доказана теснейшая связь между иммунной и нервной системами(6). В первые 1,5 года жизни - самый активный период роста и развития - ребенок в результате прививок находится в состоянии непрерывного иммунодефицита. Кто поручится, что это не скажется на состоянии его нервной системы и психики?
   Действие в организме живых ослабленных (аттенуированных) вакцин, к примеру, недостаточно хорошо изучено, и как они будут взаимодействовать с другими микроорганизмами, не приведет ли это к усилению их патогенных свойств - никто точно сказать не может.
   Можно предположить необратимый характер неблагоприятных изменений в иммунной системе, вызванных прививками. Как дальше это отразится на здоровье будущих поколений - об этом следует задуматься уже сейчас, потом может быть поздно.
   Поскольку имеются серьезные основания для таких выводов, врачи не могут не предупреждать об этом других, иначе они пойдут против своей совести.
   Эти проблемы еще ждут своего тщательного исследования с научной точки зрения. При этом всегда надо помнить, что возможности научных наблюдений на каждом этапе истории ограничены технологическими возможностями и существующими теоретическими взглядами. Научные теории постоянно пересматриваются и обновляются, иначе они не будут научными, а превратятся в свою противоположность - в застывшие догмы. Еще свежа память о том, как в недавнем прошлом подвергалась, к примеру, гонению и осмеянию генетика, звучали обвинения в «лженаучности», а многие ученые, работавшие в этой области, были репрессированы, часть из них поплатилась жизнью. Похожие кампании разворачивались в области цитологии, физиологии и микробиологии. Сейчас, конечно, другие времена, открытые гонения невозможны, но извлекая уроки из недавнего прошлого, мы не можем допускать повторений позорных страниц истории нашей науки. Должны быть открытые беспристрастные дискуссии, обмен опытом, а не оскорбительные обвинения, не подкрепленные разумными доводами, нередко раздающиеся с трибун в адрес противников вакцинации и создающие в обществе искаженное представление о целях антипрививочных выступлений.
   
   

Вакцинация и биоэтика


   Сторонники вакцинации хотят представить прививки чисто медицинской проблемой. Медицинской ее можно назвать только в том смысле, что ею приходится заниматься медикам. Но еще раз подчеркнем, что вакцинация не ставит своей задачей исцеление больного. А, напротив, в результате прививок нередко страдает здоровье, и наносится вред человеку (и вот тогда уже она становится проблемой медицинской в полном смысле слова!). Думается, ее можно в полной мере отнести к биоэтическим проблемам, как к проблемам, связанным с биотехнологиями, касающимися вопроса выживания человека в современном мире и подлежащим нравственной оценке в обществе.
   
   

Прививки и религиозные убеждения. О церковном единстве


   Собственно говоря, отношение к прививкам никак не связано с принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Осознание вреда прививок объединяет врачей самых разных религиозных взглядов и убеждений. Во всем мире растет число противников прививок, и это пугает определенные круги. Растет число противников прививок и в нашей стране. Их позиции различаются: кто-то выступает против поспешного и неоправданного введения новых вакцин, кто-то - за осторожное индивидуальное применение вакцин выборочно и с предварительным обследованием, кто-то - за полный отказ от всех прививок.
   Среди православных людей отношение к прививкам разное. Но все больше многодетных семей на собственном горьком опыте убеждается, как страдает здоровье детей после прививок, какие развиваются осложнения и болезни. Все больше священнослужителей предостерегает свою паству от этой сомнительной процедуры. Так подсказывает им совесть.
   Те защитники вакцинации в нашей стране, которые берут на себя смелость говорить от имени всех православных врачей России, прекрасно понимают, что огромное число православных врачей придерживается иного мнения в отношении прививок. Но сознательно об этом умалчивают, чтобы создать в обществе обманчивое представление о церковном единстве в этом вопросе. Более того, в документах ОПВР противники прививок огульно обвиняются в антимедицинской, провокационной и противозаконной деятельности(7). Кроме того, в программной статье, написанной по материалам II съезда ОПВР, цитируются слова, приравнивающие антипрививочные выступления к попыткам внести раскол в Церковь(8).
   Церковь должна сохранять единство в вопросах веры и учения о спасении. В остальных вопросах в церковной ограде допускаются различные взгляды, хотя, если это касается нравственных заповедей, очень важно дать правильные ориентиры. Для этого соборно, с учетом всех мнений, существующих среди церковных людей, вырабатывают единую концепцию Церкви по какому-либо вопросу. Надо подчеркнуть, что такой единой концепции в отношении прививок в нашей Церкви не существует, и недопустимо обвинять сторонников иных взглядов на прививки в стремлении нарушить единство Церкви. Хочется еще раз призвать к братской любви между членами Церкви и уважительному отношению друг к другу.
   Святые отцы учили, что Промысел Божий трудно постичь человеческим умом. Все случающееся с человеком надо принимать с благодарностью Богу. Мы помним, что Бог и зло может обратить в добро, спасительное для души. Возможно, для кого-то неизлечимая тяжелая болезнь после прививки стала мостиком к Богу, Церкви и спасению. Но Промысел Божий действует через людей, и от людей Бог ждет исполнения Его заповедей. Даже если человек не относит себя к верующим людям, в его душе есть голос Божий, который зовется совестью. Очень важно не заглушить его в себе. И каждый раз, когда Бог ставит человека перед нравственным выбором, надо еще раз заглянуть в глубину своей совести, и в ее свете ясно будет виден ответ, как следует поступить.
   Вопрос о прививках - один из таких вопросов. Решение - за нами.

1. Зубова Ольга Юрьевна, г. Москва

2. Матвеева Ирина Юрьевна, г. Нижний Новгород

3. Фунтов Игорь Леонидович, г. Горловка Донецкой обл., Украина

4. Буракова Ирина Анатольевна, врач-терапевт, Приморский край, пос. Кавалерово

5. Зосим Геннадий Леонидович, врач-гомеопат, хирург, канд. мед. наук, г. Горловка Донецкой обл., Украина

6. Шабанова Юлия Ивановна, врач-психиатр, г. Минск

7. Илькевич Александр Георгиевич, врач-гомеопат, остеопат, педиатр, г. Минск

8. Калиновская Наталья Юрьевна , врач-гомеопат, канд. мед. наук, иммунолог-аллерголог, г. Новосибирск

9. Николаева Елена Владимировна, врач-педиатр, г. Москва

10. Холькина Марина Владимировна, врач-терапевт, г. Новосибирск

11. Малышко Александр Васильевич, врач-фтизиатр, г. Ялта

12. Вахмистров Антон Владимирович, врач-невролог, канд. мед. наук, г. Москва

13. Шлыкова Вера Сергеевна, врач-педиатр, г. Москва

14. Серов Сергей Владимирович, врач-психотерапевт, г. Нижний Новгород

15. Антоний (Рехлов), иерей

16. Барс Ксения Андреевна, г. Москва

17. Боровская Татьяна Владимировна, г. Санкт-Петербург

18. Братун Владислав Николаевич, г. Киев, Украина

19. Воробьева Сусанна Сергеевна, г. Одинцово Московской области

20. Голова Светлана Валентиновна, г. Москва

21. Девятова Елена Анатольевна, г. Нефтекамск

22. Журавлёва Галина Георгиевна, г. Домодедово

23. Заболотный Юрий Анатольевич, г. Киев

24. Загоскина Карина Вадимовна, г. Нальчик

25. Захарова Надежда Юрьевна, г. Бурбах, Германия

26. Зверева Ольга Александровна, г. Москва

27. Калмыкова Наталья Николаевна, г. Самара

28. Клавдич Оксана Степановна, г. Новоград-Волынский

29. Кокорин Иван Лаврентьевич, Кемеровская обл, Новокузнецкий р-н, с. Пушкино

30. Корниенко Наталья Юрьевна, г. Первомайск Луганской обл., Украина

31. Кузнецова Наталья Алексеевна, г. Люберцы Московской обл.

32. Кульбацкая Александра Ярославна, Московская область, г.Электросталь

33. Логвинова Анастасия Андреевна, г. Кубинка Московской обл.

34. Луговцова Маргарита Андреевна, г. Псков.

35. Макеева Валерия Валерьевна

36. Мисякова Татьяна Николаевна, г. Саратов

37. Молчанова Мария Григорьевна, г. Кострома

38. Невраева Елена Игоревна, г. Нижний Новгород

39. Невструева Наталья Владимировна, г. Нальчик

40. Никифорова Ирина Анатольевна

41. Перевознюк Наталья Николаевна, г. Москва

42. Полторак Олеся Андреевна, г. Киров

43. Полякова Ирина Викторовна, Москва

44. Рехлова Екатерина Юрьевна

45. Романенко Татьяна Николаевна, г. Москва

46. Романова Оксана Александровна

47. Рукина Надежда Викторовна, г. Москва

48. Руцкая Полина Владимировна, г. Москва

49. Рябикова Елена Владимировна, г. Кострома

50. Савенкова Ольга Игоревна, г. Санкт-Петербург

51. Селиванова Людмила Валерьевна, г. Иваново

52. Семенюк Татьяна Ивановна, п. Эвенск Магаданской области

53. Сивоплясова Наталия Борисовна, г. Москва

54. Тарасова Лариса Николаевна, г. Москва

55. Татаренкова Людмила Владимировна, г. Дзержинск

56. Тимченко Ирина Анатольевна, г. Киев

57. Тимченко Елена Анатольевна

58. Усачёва Анна Анатольевна, г. Нововоронеж Воронежской обл.

59. Учаева Карина (Екатерина) Андреевна, г. Нижний Новгород

60. Филюшкина Мария Сергеевна, г. Киев

61. Чистова Елена Александровна, г. Ростов-на-Дону

62. Шерышева Елена Ивановна, г. Москва

63. Ширяева Ксения Ивановна, г. Тольятти

64. Шпет Лариса Николаевна, Алтайский край, г. Новоалтайск

 

Примечания

(1) http://www.rospotrebnadzor.ru/directions_of_activity/profilaktika/obzor/ - «Дополнительный надзор за циркуляцией полиовирусов и неполиомиелитных энтеровирусов в учреждениях группы риска (дома ребенка) от 24 ноября 2008 года»

(2) «О контактных случаях вакциноассоциированного паралитического полиомиелита в 2004 г.»

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=343530

(3) Neil Z. Miller «The polio vaccine: a critical assessment of its arcane history, efficacy, and long-term health-related consequences» - Нил З. Миллер «Вакцина от полиомиелита: критическая оценка ее тайной истории, эффективности и долговременных последствий для здоровья»

ttp://wwwh.thinktwice.com/Polio.pdf

русский перевод

http://www.homeoint.org/kotok/vaccines/malady/nmiller.htm.

(4) Круглый стол "Вакцинация как вопрос национальной безопасности"

http://www.fmbaros.ru/actions/action.php?cmp220909_1=2

(5) см., напр.,«ПАСЕ обвинила ВОЗ в объявлении псевдопандемии «свиного гриппа»» http://www.privivkam.net/info.php?s=3&id_1=002&id_2=065&id_3=000342

(6) см., напр., З.Никитин «Взаимодействие между нервной и иммунной системами»

http://med-lib.ru/speclit/nevrol/4.php;

Дж.Коннор, ред. В.Янчикова «Аллергия – фобия иммунной системы» http://www.emoallergy.ru/articles.php?id=11&PHPSESSID=fc43a390c2d534c0d309243354a7b513)

(7) «Резолюция II Всероссийского съезда православных врачей»

http://www.opvr.ru/congress5/text17.htm

(8) Дронов И.А., Федоров С.В. «Прививки: кто против? (По материалам II съезда Православных врачей России)» http://www.opvr.ru/docs/periodics/vaccination.doc

 

Разработка: © Новошахтинская Творческая Лаборатория