Как разоблачать сектантские ереси

 

Апостол Павел говорит в Послании к коринфянам (11 гла­ва, 2 стих): «Хва­лю Вас, братья, что всё моё помните и держите Пре­да­­ние так, как я пе­редал его вам». Схожую с этим мысль он повторяет и во втором По­сла­нии к фессалоникийцам (2 глава, 15 стих): «Итак, братья, стойте и держите Пре­дания, которым вы научены!».

Когда Вам придётся общаться с сектантами, спросите у них: есть ли у них Священное Предание? И практически все из них с гордостью ответят, что никакого Предания у них нет, у них есть Священное Писание, верное про­роческое слово... Вот тогда-то и прочтите им послания Апостола Павла о ценности Священного Предания. Уверяю, сектантам будет после этого трудно спорить с Вами.

В общении с сектантами часто возникает тема почитания Святых икон. Когда сектанты пытаются отрицать иконопочитание, они прежде всего обращают наше внимание на Декалог - священное десятисловие Моисея. (20 глава книги «Исход», 4 стих.) «Не делай себе кумира и никакого изо­бра­жения того, что на небе вверху, и, что в воде, ниже земли, не поклоняйся им и не служи, ибо Я - Господь твой, Бог-ревнитель, наказывающий за ви­ну отцов детей до третьего-четвертого рода».

Кажется, эта заповедь не оставляет никакого основания для почитания Бога в священных изображениях. Сектанты говорят, что в Православных храмах видят «изображения того, что на небе вверху» - Ангелы, Святые и сам Господь; того, что «на земле внизу» - храмы, святые места и т.д...

Что можно ответить на такое видение Священного Писания? Только то, что сектанты выдёргивают из текста Писания те места, которые им выгодны; они буквально жонглируют Священным Писанием. При споре с сектантами можно спросить у них: «Могут ли быть в Слове Божием противоречия?». Разумеется, нет. Но вот мы читаем Третью книгу Царств, 6 главу, 29 стих о том, как выглядел храм, построенный царем Соломоном. На стенах - изображения херувимов, обитающих «на небе вверху», пальм и распускающихся цветов, растущих «на земле внизу»... Итак, мы видим как бы внешнее противоречие в тексте Писания... Но каждому нормаль­но­­му человеку ясно, что противоречий в Слове Божием быть не может. И вы­ясняем, что Господь повелевал не изображать того, «что на небе вверху» и того, что «на земле внизу», имея ввиду поклонение звёздам, луне, пла­не­там (вверху) и животным, камням, растениям (внизу). В те времена мно­гие народы поклонялись не Богу, а боготворили явления природы, ли­бо животных или растения, например, филистимляне поклонялись Да­го­ну - огромному свинообразному идолу, который у них пользовался осо­бым почитанием. И закон - не изображать того, «что на небе вверху и на зем­ле внизу» относится именно к идолам, кумирам.

Сектанты со свойственной им нелогичностью отвергают почитание икон, руководствуясь заповедью «Не сотвори себе кумира». Это рав­но­силь­но тому, что кто-то придёт в христианскую семью и скажет: «Разводи­тесь! В Писании сказано: Не прелюбодействуй!». Есть принципиальная раз­ница в изображении идола и в каноническом изображении. Апостол Па­вел говорил, что «Идол есть ничто». Есть, например, статуя Зевса, но на самом деле никакого Зевса никогда не существовало, есть только статуя под таким названием. Изображения иконописные всегда имеют под собой ре­альную почву: это Святые, которые реально жили на земле, это Бо­го­ро­дица, это Лик самого Христа... И, когда Вы видите перед собой изобра­же­ние Христа на иконе, - это есть образ реального Бога. И, когда христи­а­нин поклоняется иконе, он поклоняется не доске, а образу Бога. На такое здра­вое рассуждение сектант обычно отвечает, что это в общем-то верно, при­знать икону можно, но поклоняться ей нельзя, т.к. это - материя, а по­клоняться следует только Господу Богу. Что ж, откроем книгу Исход: «...однажды провел он (Моисей) стадо далеко в пустыню к горе Божией и явил­ся к нему ангел Господень в пламени огня и среди тернового куста, и уви­дел он, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. Моисей сказал: «Пой­ду и посмотрю на сие великое явление: отчего куст не сгорает». Гос­подь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из средины кус­та и сказал: «Моисей!». Он сказал: «Вот я, Господи!». И сказал Бог: «Не подходи сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты сто­ишь, есть земля святая».

Мы видим, что земля стала святой, и видим, что относиться надо к этой зем­ле с почтением. «Сними обувь с ног твоих...» Любой сектант скажет, что земля эта является действительно святой, ибо там был Господь.

Но вот перед нами псалом Давида: «Поднимусь на небеса - там Господь, сой­ду на землю - там Господь, сойду в глубины морские - там Господь...» Ес­ли там, где Господь - земля святая, нам следует по сектантской логике, «Сни­мать обувь с ног» наших и ходить повсюду босиком, ибо Господь во­истину вездесущ.

Так почему же тогда «Эта земля» оказалась святой? Ответ очень прост. Когда Бог видимым способом обозначает своё присутствие через материю, то эта материя становится объектом поклонения.

Человек не является чистым духом, человек заключён в плоть, ему со­вер­шенно необходимы внешние означения в присутствии благодати. В Биб­лии нет ни одного места, когда бы Бог явился таким, каким Он есть. Он абсолютно чистый Дух, а человек не может воспринимать Бога как аб­солют­но чистого Духа. Он является людям через посредства материаль­но­го мира. Поэтому у Православных почитаются не только святые места, но и священные книги, иконы, потому что через всё это мы постигаем бо­жественную благодать.

Известно, что сектанты не признают крещения во младенчестве и ут­вер­ждают, что человек должен креститься в сознательном возрасте. Сек­тан­ты пытаются сослаться на слова Христа, которые Он говорил ученикам, по­сылая их идти и «научить во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее Гос­подь говорил: «Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет». Сек­танты делают ударение на словах «научите» и «веровать». Они говорят, что перед крещением надо научить человека, надо, чтобы он обязательно ве­ровал. Сектанты ссылаются и на слова Апостола Павла, который го­ворил, что «крещение есть обещание Богу доброй совести». Сектанты ут­верждают, что ребенок не может обещать Богу доброй совести.

Что ж, давайте разберёмся. Чтобы в ветхозаветные времена человеку вой­ти в народ Божий, он по закону должен был пройти обряд обрезания. Мла­денцы проходили этот обряд в 8-дневном возрасте и никому не при­хо­дило в голову производить этот обряд в возрасте зрелом. Как говорил Апо­стол Павел, у христиан обрезание было заменено обрядом крещения. Да­же, исходя из этого, младенцу совершенно не нужно ждать зрелого воз­раста для вхождения в «народ Божий» теперь. Разумеется, под «народом Бо­жиим» мы имеем в виду не евреев, а тех, кто почитает единого Бога и не поклоняется языческим богам.

Апостол Петр говорил: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Библии нет ни одного лишнего сло­ва. Апостол не говорил: «Покайтесь все», он обращался только к взрос­лым людям. Но креститься он призвал ВСЕХ! Обряд крещения снимает пер­вородный грех. Кроме того, под грузом грехов находятся все, даже дети, ибо сказано «Бог наказывает детей за вину отцов до третьего-чет­вёр­того рода». В какое же опасное положение ставят сектанты своих детей, ос­тавляя их без крещения до зрелого возраста. С малых лет Православные де­ти уже познают тайну исповеди, рассказывают батюшке о своих гре­хах... Как же можно подвергать детей опасности уйти в мир иной не­кре­щён­ными? Мало ли какое несчастье может случиться с ребенком!

Возвращаемся к словам Апостола Павла, который говорил: «Чтобы крес­тить­ся, надо веровать». Сектанты говорят, что ребенок не может веровать, по­этому не может креститься. Но обещание Веры берут на себя крестные ро­дители ребенка... Сектанты сразу же встают на дыбы: «Как же можно ве­ровать за другого человека?». Но сама Библия отвечает, что можно. Од­наж­ды ко Христу пришел сотник, слуга которого лежал в болезни за не­с­ко­лько сот километров. В Библии сказано, что Христос, «видя Веру сот­ни­ка, исцелил его слугу». Обещать за ребенка - значит обещать воспитать его в Православной Вере.

Сектанты не признают почитания Православными святых мощей. Но в Биб­лии говорится и об этом. В 4-й Книге Царств (13 глава, 20-21 стихи) го­ворится, что после смерти пророка Елисея к нему в могилу случайно бро­сили мертвого человека, который ожил при соприкосновении с костями про­рока. Что могло оживить человека? Кости? Это бред даже для любого сек­танта. Значит, оживила его благодать Божия, остающаяся даже на мо­щах великого праведника.

Самими сектантами распространён миф о будто бы прекрасном знании ими Библии. Однако, сектанты знают только те фрагменты из Библии, вы­хваченные из контекста, которые им выгодны. Если бы сектанты дей­с­т­вительно знали Библию, они были бы Православными! Именно глубокое изу­чение Библии время от времени возвращает сектантов в лоно Пра­во­слав­ной Церкви.

Протоиерей Олег Стеняев

Разработка: © Новошахтинская Творческая Лаборатория