Праздник без причины – признак…

 

Святой Валентин – покровитель душевнобольных

 

Любит наш народ праздники. Любит горячо, самозабвенно, до беспамятства. Взять хотя бы конец декабря и начало января. Начинается торжество с Рождества католического. Неважно, что западное, неважно , что у нас пост, это вообще несерьёзно, - весь мир отмечает, а мы что, хуже? Ну что вы, даже лучше. Они-то одно Рождество празднуют, а мы целых два. После католического Рождества идёт Новый Год: пробки на улицах, подарки, составление меню, которое утверждается на семейных советах за месяц до вожделенного дня. С полок магазинов сметается всё. Толпы народа носятся с безумными глазами по городу с кульками, набитыми продуктами. Такое впечатление, что людей не кормили с прошлого 1-го января и после Нового Года кормить не будут до следующего. К 31-му числу все разговоры между людьми плавно сводятся к тому, где справлять, что есть и что пить. И главное, - не забыть, какой год нам предстоит: козы, овцы, собаки или обезьяны. В зависимости от этого нужно непременно по-особому одеться, лаять, кукарекать, шипеть, дабы привалило немереное счастье. Правда, впечатление такое, что мы всякий раз встречаем год свиньи, ибо роль этого животного многим удаётся с особым блеском. “Как встретишь Новый Год, так его и проведёшь”, - гласит расхожая поговорка. По мне, пролежать весь год лицом в салате и искоса поглядывать за телевизионной попсой, - не очень то интересно.

Затем подходит время Православного Рождества. Ну, если уж католическое отмечали, то своё-то и подавно отметим. Тем более, что праздник государственный и день выходной. Кроме незначительного числа верующих, которые придут в этот день в храм, самые “продвинутые” из нашего народа посмотрят прямую трансляцию Патриаршего Богослужения, с аппетитом закусывая после очередной стопки. Иные же и вовсе не знают что, в итоге, отмечается: то ли день рождения Санта-Клауса, то ли день рождения Деда Мороза.

И здесь задумываешься: а что же такое праздник? Об этом можно долго рассуждать, но все праздники: и церковные, и светские, объединяет одно - содержание. Нужно всё-таки понимать, чему радоваться и что вспоминать, иначе любую дату можно превратить, по известной присказке, в “день гранёного стакана”. А этих дней может быть в календаре, ну, никак не меньше трёхсот шестидесяти пяти. Скажите, какое дело может быть Русскому человеку до таких праздников, как “День примирения и согласия”, “День Независимости” или “День конституции”? Точно такое же, как и до “Дня Рождения Короля Бутана” или “Окончания Сбора Урожая Бананов”. Тем более, если вникнуть в смысл и историю многих отмечаемых у нас дат, то называть их “праздниками” просто кощунственно.

Но не успели мы разобраться со своими старыми “праздниками”, ставшими традиционными после 1917 года, как на нашу землю хлынули новые напасти. Навязанные средствами массовой информации, ворвались в нашу жизнь “Хеллоуин” и “День Святого Валентина”. Кому-то понравилось. Появился лишний повод оттянуться. На вопрос, какое отношение это имеет к России, выдвигается всё тот же убийственный аргумент: “Ну что мы, хуже других?”. Нет, не хуже, просто к нам это не имеет абсолютно никакого отношения. Да и не только к нам, но и к здравому смыслу тоже.

Внедрение в нашу жизнь новых “праздников” весьма выгодно тем, кто вводит подобные новшества. Несёт это весьма приличные прибыли от продажи всевозможных сувениров, открыток, безделушек и, конечно, спиртного. Впрочем, дело-то ещё серьёзнее. Вместо наших Русских праздников нам подсовывают западный суррогат, дабы наше сознание довести до сознания западного быдла. Так легче с нами справляться. Остаётся только сокрушаться, что часть наших соотечественников оказываются готовыми принять любую, даже самую бредовую идею, навязанную извне. Говорить тут о Русских традициях бесполезно. Праздник же! Вау!

Чтобы придать праздничной индустрии хоть какое-то оправдание и осмысленность, нужно создать шумиху вокруг нового дня и попытаться обернуть его в красивую обёртку, “со смыслом”. И вот, из одного издания в другое, на телевидении и радио, начинают кочевать всяческие небылицы - одна безграмотнее другой. Например, общий смысл нового праздника - “Дня Святого Валентина” сводится примерно к следующему:

Оказывается, “в 3 веке император Клавдий Второй собирался покорять мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало воинственным планам. Источник всех бед Клавдий Второй видел в браке, и поэтому запретил обряд венчания. Но между любящими сердцами нет преград, - и вот епископ Валентин пренебрегает запретом тирана. Обряды совершаются тайно. Но у императора везде свои приспешники, и очень скоро Валентина бросают в тюрьму”.

А далее - страсти, как в телесериале… “За несколько дней до казни к нему приводят девушку, дочку одного из тюремщиков, которая была тяжело больна, и Валентин был её последней надеждой. Используя свой целительный дар, Валентин излечивает её, но ему самому уже помочь нельзя. Казнь назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, перо, чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал “Твой Валентин”… Отсюда и записки в день Святого Валентина выглядят совершенно естественной и даже необходимой частью праздника.

В 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля днём святого Валентина. С тех пор влюблённые почитают святого Валентина и считают его своим заступником. В этот день очень популярно устраивать свадьбы и венчаться. Говорят, что это залог вечной любви”.

Довольно романтичная история, если бы не большое НО: в ней нет ни одного слова правды. Совершенная недостоверность современной легенды подтверждается тем, что древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака совершалось через благословение на совместную жизнь, краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания - довольно позднего происхождения и известен с 9 века.

Все попытки связать 14 февраля с каким-либо святым Валентином окончились полным провалом. В Православном месяцеслове в этот день никакой Валентин не упоминается ни по Юлианскому, ни по Григорианскому календарю. В католическом календаре на этот день выпадает память двух одноименных святых - пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Так как действие происходит в 3 веке, речь идёт о святых единой Церкви, соответственно о житии этих мучеников можно прочитать как в католических, так и в Православных святцах. Действительно, 30 июля по старому стилю Русская Церковь празднует память священномученика Валентина, епископа Интерамны (Терни). Вот, что повествует о нём его житие:

“Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия) в правление императора Аврелиана (270-275). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. Однажды он исцелил юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен”.

Сведения же о Римском пресвитере Валентине мы можем найти в Православном календаре от 6 июля старого стиля. Он пострадал в царствование императора Клавдия Второго (268-270). Язычники обезглавили исповедника пресвитера Валентина и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия за смелое исповедание Христа.

Как видим, никакого намёка хоть на какое-то соответствие реальных событий расхожей легенде нет. Стало быть, и святой Валентин здесь ни при чём. Между прочим, католическая традиция отнюдь не связывает возникновение “Дня Святого Валентина” ни с одним из святых, память которых совершается в этот день. Вопреки мнению о его католической природе, этот праздник носит чисто светский, вернее, языческий характер. В подтверждение этого могу сказать, что изображение “виновника торжества” самого святого Валентина вам вряд ли удастся отыскать на всевозможных открытках и сувенирах. Их наполняют изображения жирных купидонов, пускающих стрелы, пронзённые сердца и всякая иная дребедень.

О реальном происхождении этого дня существует множество версий. Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia - фестивалю эротизма в честь “богини лихорадочной” любви. Существует мнение, что его истоки следует искать в средневековом поверье о том, что в середине февраля у птиц начинается брачный период. В связи с этим день 14 февраля считался специально посвященным влюбленным: можно было отправлять любовные письма и дарить безделушки, напоминающие о любви.

Но никто особо не пытается размышлять над смыслом праздника. Действительно, какая разница, в конце концов, что праздновать? Народ оттягивается, денежки текут в руки дельцов, все довольны. День святого Валентина шагает по стране. Молодёжь, почуяв возможность в очередной раз повеселиться, быстро освоилась в том, как нужно отмечать новую дату. Мы не хуже других, мы как в Европе. Тут тебе и открытки с идиотскими картинками, шумные попойки со всеми вытекающими, и любовные признания, иногда даже в стихах. Говорят, галантные французы первыми ввели у себя “валентинки” - любовные послания-четверостишья. Нам же осталось только перенять и развить у себя сей обычай.

Хотите почитать? Извольте. Вот - наиболее яркие произведения жанра.

Например, лирическое:

За твою милую улыбку,

За твои карие глаза

На небе ангелы дерутся,

А на земле страдаю Я!

 

А вот признание:

В день святого Валентина

Я влюблен, а ты любима.

Как хотел бы я, чтоб ты

Мне призналася в любви.

Бедам всем придет конец -

И пойдем мы под венец.

 

Демократическое:

В день святого Валентина

Поздравлять необходимо.

Со свободой нынче Вас!

Всё, иссяк любви запас.

И наконец - откровенное:

Была бы жизнь совсем скучна,

Когда б не этот блеск вина!

Как видно, не напрасно

Мы выдумали праздник...

 

Как видно - не напрасно. Теперь, по европейской традиции, святой Валентин признан покровителем всех влюблённых и в России. Похоже, мне тоже придётся отметить эту дату. Никуда не денешься - надо как все. Правда, глядя на все происходящее, так и тянет отметить праздник в традициях Германии. Консервативные немцы упорно считают святого Валентина покровителем… психически больных, украшают в этот день дурдома алыми лентами.

Я. В. Ушаков

Источник: журнал «Православный набат»

Разработка: © Новошахтинская Творческая Лаборатория